ИСТОРИЯ
ВЛАСТЬ ОГНЯ
Где бы люди не жили: в Волгограде или Рио–де-Жанейро, Сиднее или Москве, Иокогаме или Волжском, Урюпинске или Кейптауне, Чикаго или Камышине, Костюковичах или Цинциннати за последние 10 000 лет ничего не изменилось!
Со времен изобретения человеком разумным колеса; денег, как меры измерения товарно-денежных отношений; законов царя Хаммурапи; весов; меры расстояния и времени ничего не изменилось! Есть семь добродетелей и семь грехов, а все остальное базируется именно на этих догмах! Человек стал поклоняться ОГНЮ с древних времен, ощутив его уникальность, своеобразие и могучую силу.
Сейчас конечно человек поднялся
на более высокую ступень развития, но огонь всё равно является неотъемлемой
частью нашей жизни. Из признаков, отличающих человека от животных, один из
самых ясных, однозначных и бесспорных — это умение добывать и пользоваться
огнем. Ни одно животное этим умением не обладает. Homo sapiens или
Человек Разумный - дальний родственник животных, а животные всех видов постоянно
изменяются, приспосабливаясь к условиям существования. Одни виды вымирают,
другие развиваются и совершенствуются. Этот процесс называется - эволюцией. Человек
принадлежит к приматам - отряду млекопитающих.
Около пяти миллионов лет назад у некоторых крупных приматов размер мозга
увеличился, а походка стала прямой (Homo erectus – человек прямоходящий). В
последующие три миллиона лет у отдельных видов гоминид мозг стал еще больше, а
зубы приспособились к разжевыванию самой разнообразной пищи. Найденные
археологами и исследованные антропологами каменные орудия труда того времени
свидетельствуют, что предки человека могли думать, как современные люди, и
начинали контролировать некоторые явления в окружающем их мире. И следующим
шагом стало использование огня. Но в те далекие времена люди боялись огня,
хотя постепенно стали замечать, что
огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди начали разводить
костры. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не
могли добывать огонь сами. И если ОГОНЬ в костре племени, по каким либо
причинам угасал – это было трагедией для соплеменников. В последствии ученые
назвали несколько больших отрезков истории именами металлов: медный век,
бронзовый век, железный век. Каменный век – это древнейший период истории
человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку
вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая
необходимые орудия, люди познакомились с медью. Медь была в виде самородков. Из
меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Медь начали
обрабатывать около шести тысяч лет назад. Затем люди познакомились с оловом, но
это тоже не прочный металл. И, наконец – бронзовый век. Скорее всего, куски меди и олова случайно
попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который
объединил в себе лучшие свойства, как меди, так и олова – это и была
бронза. Благодаря огню человечество
развивалось, и люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил
около трёх тысячелетий назад. Постепенно первобытные люди обнаружили, что
железо можно выплавлять, нагревая на огне железную руду и древесный уголь.
Примерно в
Скорее всего, знакомство человека с огнём произошло, во время лесных пожаров или извержений вулканов, молний или метеоритов.
Огонь, как и вода, земля и воздух, считается одной из четырёх стихий (первоэлементов) и всегда занимал важную роль в античной философии. В западной астрологии элемент огня связан с зодиакальными знаками Овна, Льва и Стрельца, его доминанты — Солнце и Плутон. В китайской астрологии огонь — одна из пяти стихий и связывался с планетой Марс, энергией ци, югом, летом (6 апреля — 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом, горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом СЕМЬ, земными «ветвями» змеи («сы») и лошади («у»), 3-м и 4-м небесными «стволами» («бин», «дин») и в том числе соотносился с годами, оканчивающимися на 6 и 7. Огнь доминирует в ряде мифологий. В римской и эллинской мифологиях с огнём отождествлялось: Гефест, Прометей, Веста, Гестия и другие; в древнеиндийской мифологии – это бог Агни; у древних кельтов - богиня Бригид. В Персии в зороастризме огонь представляется абсолютно священной стихией и воплощением божественной справедливости, т.н. Арты. Северные народы представляют огонь в виде женского образа — «матери» или «хозяйки очага». А вот у якутов и бурят — в мужском образе «хозяина». Академик В.Г. Богораз писал об отношении чукчей к огню: «Каждая семья имеет собственный огонь. Семьи, огонь которых происходит от разных линий предков, даже в том случае, если они многие годы прожили вместе, тщательно охраняют свой огонь от всякого соединения с чужим огнем. Заем огня от соседей считается величайшим грехом». Такое же сакральное противопоставление «нашего» и «чужого» огня отразилось в свое время в Библии, где вообще ритуал жертвенного огня упоминается многократно и со всеми подробностями, в книге «Левит». Во всех мировых религиях (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) ОГОНЬ имеет фундаментальное значение.
Вторая книга Моисея ИСХОД - это Неопалимая Купина: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, (Господи)! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
Иерусалим – город трех мировой религий и именно здесь у Гроба Господня ежегодно происходит Таинство Благодатного Огня. В буддизме и индуизме одной из догм является реинкарнация души, поэтому покойных кремируют. В средневековом мистицизме саламандры были низшими духами огня, обитавшими в нём. Одна из важнейших общесоциальных функций огня - очистительная. В доклассовом обществе она была слабо дифференцирована. Каждый совершал очистительные обряды за себя, и вся община совершала их за всех. В древних государствах очистительные жертвы и обряды попадали в руки жрецов. У жрецов иерусалимского храма система очистительных жертв была разработана до тонкостей. В средние века очистительная функция огня целиком принадлежала церкви. За каждое нарушение того или иного обряда, как и за крупные преступления, требовалось чаще всего «огненное» очищение - обычно с тем или иным участием огня. Католическая церковь построила на этой системе учение о чистилище - загробном мире, где грешные души в огне очищаются от грехов, причем срок пребывания в чистилище определялся церковью. Ею же была введена практика «аутодафе» — публичное сожжение «еретиков». Той же изуверской идеей вдохновлялись на Руси в XVII в. старообрядцы - «самосожженцы», чтобы этим страшным путем очиститься от грехов и войти в «царствие небесное».
Итак, из-за своего чрезвычайно важного значения огонь первобытные люди использовали для освещения, обогрева, приготовления пищи, защиты от диких животных и подачи условных сигналов. Вероятно, первым способом, стал метод получения из произвольного источника нагревания, такого как молния. Повышающая трение, палочка, вращающаяся в куске дерева во мхе или коре, была заменена на трут, который делали из грибных наростов на дубе или ясене.
Первобытные люди добывали огнь следующими способами:
-Трение. Этот способ заключался в трении
твёрдого дерева о более мягкое. Быстрее, если твёрдый кусок тереть в желобке
более мягкого;
-Сверление. Твёрдый острый кусок дерева вводился в отверстие в мягком дереве и руками приводился в движение методом вращения. Мало того, в отверстие клали трут гнилого дерева, который быстро воспламенялся. А ещё быстрее, если деревянный стержень приводился в движение при помощи тетивы лука.
-Высекание. Ударяя друг о друга два камня, получали искры, которые зажигали ранее подготовленный трут. Для этого часто использовался серный колчедан, разные сорта кварца, кремень из-за его твёрдости. Причем этот способ применялся вплоть до начала ХХ-го века по всей Европе.
Традиционной формой поддержания огня был костёр. Тепло, исходящее от пламени, очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ самому добывать огонь. Открытие способа добывания огня - одно из важнейших приобретений человечества. Огонь вызывал в первобытном человеке страх и благоговение. Обладание огнём давало человеку неоценимые выгоды.
Огонь — это совокупность раскалённых газов или плазмы, выделяющихся в результате: произвольного или непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки; химической реакции участниками которой являются именно древесина, а не компоненты, к примеру, сера; соприкосновения тока высокого напряжения с горючим материалом. Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к самораспространению по затронутым им другим горючим материалам. Собственная температура огня зависит от источника, вызвавшего реакцию воспламенения и/или от материалов, участвующих в реакции горения. А первым химическим способом получения огня стал катализ, открытый немецким химиком Дёберейнером, который создал прибор «водородное огниво». Так называемый аппарат Киппа является его усовершенствованной разновидностью.
А в XX-ом столетии группа ученых атомщиков принимавших участие в проекте «Манхеттен» во главе с Оппенгеймером создает самое разрушительное оружие известное в истории человечества, атомную бомбу.
Все от момента рождения Вселенной, когда не было ни ПРОСТРАНСТВА, ни ВРЕМЕНИ, то есть, было, время, когда ВРЕМЕНИ не было! Когда все вещество заключалось в объеме 10 минус 33-й степени кубического сантиметра, когда произошел Большой Взрыв, до последних времен – все это
ВЛАСТЬ ОГНЯ
Полезные ресурсы: Кафе - бар в Переславль Залесском; Семь навыков преуспевающих людей; Деловые телефоны Волгограда; Воспоминания - Родина моя Сталинград; Отель МАЛЕТОН на Гарибальди, стоимость; Сочи для туризма и туристов;